СОГЛАСИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ, ИНФОРМИРОВАННЫМ, НО И ДОБРОВОЛЬНЫМ!
Во время болезни человек, испытывающий боль, страх, становится более внушаемым. А медработники, активно ожидающие его решения, могут попытаться оказать на него давление.
Если пациент не в состоянии сделать адекватный выбор или находится без сознания, за него решает законный представитель (им может быть близкий родственник, адвокат).
При отсутствии такового решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум,
«при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач, с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения»
(ст.32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
В случае платной медицинской помощи требования к качеству лечения и диагностики, на которое вы соглашаетесь, формулируются в договоре.
В системе «бесплатной» медицины такой возможности нет.
Поэтому контролировать качество помощи пациент может, только активно пользуясь правом Информированного Добровольного СОГЛАСИЯ. Больной должен получить ответ от врачей на вопрос, в каком лечении или диагностике он нуждается, но что ему не может обеспечить на настоящий момент данное медицинское учреждение.
Тогда пациент либо откажется от низкокачественной медицинской помощи и будет настаивать на направлении в специализированный медицинский центр, либо решит доплатить за большой объем помощи (из личных средств, за счет работодателя, страховой медицины и т.д.)
На практике врачи спрашивают согласие только перед хирургической операцией. По закону они обязаны так поступить при назначении любых видов лечения и диагностики: рентгенообследования, УЗИ, лекарственной терапии, внутривенной инъекции и т.д.
Например, если больной пневмонией не хочет лечиться гентамицином (эффект которого при данном заболевании сомнителен, а негативные последствия, из-за его высокой токсичности, серьезны), ему обязаны предложить более эффективные антибиотики.
Нет возможности обеспечить ими больного в данной больнице – нужно, по крайней мере, сообщить об этом, что существует другое, более качественное лечение. А дальше уж человек сам примет решение, чем именно и где ему лечиться.
Причем запись о согласии или несогласии пациента на предложенный вид медицинского вмешательства должна быть в истории болезни.
Отсутствие таких записей означает, что помощь пациенту оказывалась без Информированного Добровольного СОГЛАСИЯ, в нарушении соответствующего законодательства.
В случае обоснованных претензий к медучреждению (например, больному сделали вот это, а он думал, что будут делать другое) история болезни с такой записью служит доказательством нарушений прав пациента медработниками, за что их можно привлечь к ответственности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий